ПУБЛИКАЦИИ в СМИ

Статья для газеты «СЕВЕРНОЕ ПРИМОРЬЕ»

Благодарность  родителям

 Всё может превратиться в красоту…
 Когда не будет сердце равнодушным,
 И сделать явью детскую мечту,
 И место для прогулок самым лучшим!
 Вы просто подарили детям чудо!
 Земли кусочек в «сказку» превратили,
  Так много стало красоты повсюду ,

Для детворы так много смастерили!

Все знают,  как оборудованы площадки для прогулок  наших дошкольных образовательных учреждений. Иногда участок садика выглядит так:  веранда, песочница и две-три грузовые автошины,  наполовину вкопанные в землю.  И… все!   Где и во что играть группе из двадцати малышей?  Но благодаря родителям, которые стараются хоть как-то приукрасить и оборудовать детские площадки, дети в нашем детском саду №21 п.Кавалерово комфортно  проводят время на свежем воздухе.

Недавно на участке детского сада появились новенькие самолет и корабль, которые изготовил Александр Тесленко, папа воспитанника средней группы №3 Миши Тесленко. Спасибо Вам за тот бесценный вклад, который Вы оказали нашему учреждению, делая из простых вещей удивительные и необычные.

          Также хочется сказать слова благодарности всем родителям за то, что, не смотря на занятость, нехватку времени, находите в себе силы в помощи детскому саду, остаётесь неравнодушными к жизни детского  сада.  Администрация детского сада, педагоги и дети благодарят Вас за отзывчивость, старания и энтузиазм в оформлении участка на радость малышам.

Спасибо Вам за Вашу помощь! Ваши творения будут радовать не одно поколение деток  нашего детского сада! Благодаря Вашим заботам, наш детский сад становится более ярким и привлекательным!

                                  С уважением и благодарностью, воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ №21.

(сентябрь, 2017г.)

*******************

Статья для газеты «АВАНГАРД»

ДЕНЬ ФЛАГА РОССИИ!

Мы гордо встречаем День флага России!

Мы помним историю наших отцов!

Наш символ свободы — три цвета  красивых.

Цена нашей крови, стараний, трудов!

 

В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне,  воспитания чувств собственного достоинства, своей причастности к судьбе Родины.
В детском саду патриотические чувства формируются с младшего возраста. Это чувства любви к семье,  к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике России – флагу, гимну, гербу.

22 августа  в МБДОУ №21 прошел тематический праздник,  посвященный Дню Государственного флага России, с целью ознакомления дошкольников с государственной символикой, формирования у них чувства патриотизма, гордости за свою страну.

В этот день дети узнали о том, что праздник Государственного флага России отмечается в нашей стране  всего 26 лет, но хорошо знакомый нам всем триколор был создан ещё Петром I. С тех пор флаг не один раз менялся, а  22 августа 1991 года  он снова  восстановился, и бело-сине-красное полотнище стало развиваться над Кремлем в Москве.

Наш праздник в детском саду начался с внесения Российского флага и исполнения Гимна нашей страны. Ребята, стоя с горделивыми  лицами, слушали завораживающие звуки музыки гимна России. Затем прошли  соревнования групп среднего и старшего возраста, где дети отгадывали загадки, играли в различные игры: «Собери флаг России», «Нарисуй Российский флаг», «Кто быстрее передаст флажок?»,  «Узнай наш флаг» и др.

Ребята научились отличать и находить Российский флаг среди множества других флагов, получили и закрепили представления о назначении государственной символики, узнали о символическом значении цветов флага нашей страны. Каждый цвет имеет своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости.

Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы.

Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Наши воспитанники не только узнали много новой информации, но и сами рассказали, где они видели Российский флаг: на здании Администрации нашего посёлка, на школах, детских садах, на улицах в торжественные дни и в  государственные праздники, а также —  у Президента, на военных автомобилях, боевых кораблях и самолётах Российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах, где их встречают болельщики и приветствуют  Российскими флагами.

Празднование Дня Российского флага закончилось  настоящим  Флешмобом – составлением детьми Российского флага на летней площадке ДОУ. Праздник очень понравился и взрослым, и детям!

И хотя этот праздник празднуется совсем недавно, мы  глубоко  оцениваем его значимость, считаем, что изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину.

Воспитатели МБДОУ №21

Ирина Макатрова, Светлана Капаницына

  (Газета « Авангард»,  31 августа, 2017 г. №35(10229)

 ***********************

Статья для газеты «СЕВЕРНОЕ ПРИМОРЬЕ» и «АВАНГАРД»
«Масленицу встречаем – зиму провожаем»

Все заботы бросьте,
Приходите в гости.
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу.
 Февралю — помашем,
Марту — «здравствуй» скажем.

        

           Праздник Масленицы — самый последний из череды зимних. Широкий, яркий, веселый, с румяными блинами, хороводами и непременным обычаем сжигания чучела Масленицы на костре в завершение масленичной недели. Хороший праздник – для всех: и стар и млад гуляет. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Наверное, благодаря колоссальному позитивному настрою, Масленица не потерялась в веках, а остаётся до сих пор одним из любимейших праздников русского народа. А еще Масленица — это вкусно! Есть такая примета: на Масленицу не погуляешь, не поешь блинов – весь год грустный ходить будешь. 

             В  детском саду №21 п.Кавалерово празднование масленицы давно уже стало хорошей и доброй традицией. В самый первый день Масленицы, в понедельник, который называется «встреча», в группах были проведены беседы, оформлены папки.  А затем все, взрослые и дети,  вышли на улицу, чтобы поучаствовать в весёлом празднике встречи Зимы с Весной, сценарий которого подготовила музыкальный руководитель Березина И.Г. Фонограмма весёлой русской народной музыки разносилась по всей  территории детского сада. Казалось, что и солнышко участвует в нашем празднике. Оно ярко и тепло грело в этот день, что «расплакались» сосульки, и зазвенела капель, внося свой вклад в приближение весны.

               Стихи, хороводы, песни привлекли внимание не только детей,  но и взрослых. Они также пускались в пляс, переняв общую атмосферу веселья. С восторгом все проводили Зимушку – Зиму (Елену Марченко) и с радостью встречали Красавицу Весну (Светлану Капаницыну).

        Традиционно праздник закончился поеданием вкусных блинов, которые с любовью приготовили повара детского сада Т.Нестерова и  Н.Кильдышева. Ведь блины – обязательное угощение на Масленицу, ставшее необходимым атрибутом праздника.    Круглые желтые блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Выпекание круглых «солнышек» — это своего рода ритуал привлечения солнца. Съесть блин на Масленицу — значит, проглотить кусочек солнца, его тепла, нежности и щедрости. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна. А уж дети постарались, все блины были съедены! Значит,  весна уже близко и скоро одарит всех своим теплом.

Как на Масленице нашей

Всем становится теплей.

Уходи зима подальше,

Нам с блинами веселей!

                                                                                                                                     

  Елена Марченко, воспитатель МБДОУ №21

                                                                  (Газета «Северное Приморье», № 09(916),  1 марта 2017г.)

**********************

Статья для газеты «СЕВЕРНОЕ ПРИМОРЬЕ»
«Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Работа по приобщению детей к истокам православной культуры в ДОУ №21 ведется на протяжении нескольких лет. С 2012 года в детском саду работает кружок «Добрята»  по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы. По ступенькам духовного познания родной культуры ведут детей руководители кружка Людмила Меньшова и Ольга Пистрая.

Духовно-нравственное воспитание детей формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром. В основу кружка легла разработанная нами программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель программы – подвести детей к пониманию того, что православная культура – то, чем жили и что создавали наши благочестивые предки с верой, надеждой и любовью. Грамотно подобранный литературный материал к каждой нашей встрече с детьми способствует достижению этой цели. На каждом занятии идут рассуждения о Добре и Зле, об отношении к себе, людям, миру в целом. Каждое занятие пропитано основными правилами человечности – «поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»; «чего в других не любишь, того и сам не делай».

У детей формируются знания о национальной культуре, доброе и отзывчивое отношение друг к другу, уважение к старшим. Предпринятые нами попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают. Что слабое место в этой деятельности – семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте начинают усваиваться духовные нормы, моральные требования и образцы поведения на основе подражания.

Поэтому именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. Педагогический коллектив нашего ДОУ ведет целенаправленную работу с родителями по возрождению традиции семейного воспитания. С этой целью проводятся  консультации, дни открытых дверей, школа для родителей, выставки семейных творческих поделок к праздникам, участие в подготовке праздников, экскурсии в музей  и др.

В результате проводимой нами работе весной 2016 г. дети подготовительной к школе группы и их родители посетили православный храм. Благодарим отца Алексия за познавательную беседу, за то, что уделил нам свое время, за доброту и сердечность.

Главный результат нашей работы заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

                                                           Людмила Меньшова,

                                                     воспитатель  МБДОУ №21

(Газета «Северное Приморье», № 05(912),  1 февраля 2017г.)

**********************

Статья для газеты «СЕВЕРНОЕ ПРИМОРЬЕ»
«Каждой пичужке по кормушке»

Птицам холодно зимой.

Птицам голодно зимой.

Кто скажите, им поможет?

Может мы или прохожий?

          Зима — время года любимое всеми детьми, но очень тяжёлый период для птиц и животных. Особенно страдают птицы. В рамках экологического развития детей в нашем детском саду было решено провести конкурс на лучшую кормушку, изготовленную собственными руками. Конкурс «Каждой пичужке по кормушке» прошёл в самые холодные дни зимы, когда потребность птиц в еде становится особенно актуальной. Что в этот период может быть самым лучшим подарком для наших пернатых друзей? Конечно же, кормушка, уютная, удобная, с большим количеством птичьих лакомств.

           В конкурсе на изготовление кормушек ребята и их родители приняли самое активное участие. В результате совместного труда и творчества детей и взрослых были изготовлены самые разнообразные кормушки. Фантазии не было границ: кормушки из дерева, пластика и разнообразного природного материала. Каждая кормушка получилась, по- своему, необычна и оригинальна. Дети с радостью показывали друг другу свои кормушки, рассматривали и сравнивали их.

        Для жюри было сложно выделить какую-то одну, каждая из них была особенная, сделанная с любовью. Все работы были достойны внимания, но в каждом конкурсе должны быть победители, и они были выбраны жюри. Победители были отмечены грамотами за 1, 2, 3 места в следующих номинациях:«Самая функциональная кормушка», «Самая экологичная кормушка», «Самая практичная кормушка», «Самая оригинальная кормушка», «Самая миниатюрная кормушка», «Кормушка из бросового материала», «Птичкин домик», «Скворечник». Все остальные участники получили благодарности.

     После конкурса кормушки были развешаны на территории детского сада, чтобы дети в дальнейшем смогли наблюдать за птицами, добавлять им корм. Проведенный конкурс имеет большое воспитательное значение. Ведь целью является формирование у детей и взрослых позитивного отношения к природе нашего края, развитию гуманного отношения к птицам, а совместная деятельность родителей и детей сплачивает семью.

         Педагоги детского сада благодарят всех родителей и детей за участие! Большое Вам спасибо! Мы делаем общее дело — спасаем птиц зимой!

Папа рейки весь день колотил,

Он кормушку для птиц смастерил.

А на утро, на самой заре

Мы повесим её во дворе.

И насыплем побольше зерна,

Крошек, семечек, рису, пшена.

Будут разные птички летать,

Будут зёрнышки наши клевать.

Будем корм подсыпать иногда —

Будут сытыми птички всегда.

И «спасибо» они пропоют:

Нам — за зёрнышки, папе — за труд.

Макатрова И.В., Марченко Е.А., воспитатели МБДОУ №21, П. Кавалерово.

(Газета «Северное Приморье», № 52(907),  28 декабря 2016г.)

****************************

Статья для газеты «СЕВЕРНОЕ ПРИМОРЬЕ»
«Весёлый КВН запомнится надолго!»

      23 ноября в детском саду №21 прошел Осенний КВН под девизом «Снова осень в гости к нам пришла» — дошколята из команды «Дождинка» пригласили в гости своих сверстников из детского  садов №6 п. Кавалерово, команду «Лучики».  С самого утра в детском саду было весело. Дошкольники старших групп готовились к выступлению, ведь  КВН — это очень ответственно!

       Закрепить знания детей о природе, сформировать у ребят  элементы экологического сознания  — вот основные задачи  конкурса веселых и находчивых, который подготовила и провела его воспитатель ДОУ №21 Наталья Синякова совместно с музыкальным руководителем Ириной Березиной. Педагоги подобрали интересные, поучительные игры и задания на тему природы осенью. Чтобы продемонстрировать свои знания, командам предстояло пройти нелегкие конкурсы и викторины.

       Игра была  веселой, живой, интересной. Каждая команда решала задания на логическое мышление, развитие  памяти, внимания, ловкости и быстроты. Участники  правильно отвечали  на вопросы ведущего в конкурсе «Разминка для ума», отгадывали загадки и звучащие голоса птиц,  определяли на вкус овощи и фрукты, рисовали осенние листья и выполняли ещё много разных заданий.

     Самым весёлым был конкурс «Домашнее задание», где ребята показали зажигательные музыкальные разминки. Команды подготовили домашнее задание на отлично, проявили свои творческие способности и умения играть роли разных персонажей.

       Обе команды достойно выдержали конкурсные испытания и жюри вынесло свое решение, которому были рады все – победила дружба! Все дети были награждены грамотами и сладкими призами.

         Огромная благодарность организаторам и, конечно, участникам праздника КВН  — самым весёлым и находчивым дошкольникам — Командам «Дождинка» и  «Лучики». КВН закончился, а воспоминания остались надолго!

                                                   Ирина Макатрова, Наталья Синякова,  воспитатели ДОУ №21, п.Кавалерово

(Газета «Северное Приморье», № 49(904), 7 декабря 2016г.)

***************

Статья для газеты «СЕВЕРНОЕ ПРИМОРЬЕ»
«Непоседы встречают гостей»
Популярной формой педагогической деятельности становится День открытых дверей в ДОУ. Безусловно,  для родителей важно ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов, которых объединяет одно желание – понять ребенка, помочь ему быть самим собой, раскрыть его способности и  неповторимость. Ведь только от нас, взрослых,  зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
17 октября в МБДОУ № 21 п.Кавалерово во II  младшей группе №2  был проведен День открытых дверей.  День открытых дверей в детском саду представляет собой обычный рабочий процесс, за исключением того, что каждый родитель может стать наблюдателем или даже непосредственным участником педагогической деятельности. Мы пригласили родителей принять активное участие в организации режимных моментов и «прожить» этот день не рядом, а вместе с детьми.
Как обычно, утро началось с гимнастики. Дети под руководством воспитателя Добрыгиной Софьи Васильевны демонстрировали свои умения и навыки в выполнении физических упражнений. Присутствующие родители отметили  интересную форму проведения   утренней гимнастики и пользу для своих детей.
Затем, внимание родителей  сосредоточилось  на особенностях самообслуживания. Родители   убедились, что их  дети быстро и аккуратно едят, правильно пользуются ложкой, умеют пить,   не обливая одежду, сами моют руки.
Софья Васильевна провела беседу с детьми, в ходе которой дети смогли расширить свои представления об осени и её приметах, поиграли в пальчиковые игры.  Мамы и папы с удовольствием учились интересным приёмам взаимодействия с ребёнком и с восхищением отмечали, как много умеют и знают их дети.
В музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем  Березиной Ириной Геннадьевной очень интересно и увлекательно прошло музыкально-интегрированное занятие, на котором дети пели знакомые песенки, исполнили красивый танец с осенними листочками. Дети были внимательны и эмоциональны в силу своих возможностей, легко шли на контакт. В разных видах музыкальной деятельности они проявляли  себя по-разному. Все родители получили массу позитивных эмоций.
После проведённого Дня открытых дверей остались хорошие воспоминания и положительные отзывы родителей. Родители выразили огромную благодарность за проведённый день и пожелали и в дальнейшем устраивать подобные мероприятия в детском саду.

                                                                                                                   С.В.Добрыгина,  И.В. Макатрова,                                                                                                                       воспитатели ДОУ №21

(Газета «Северное Приморье», № 44(899), 2 ноября 2016г.)

***************

Статья для газеты «АВАНГАРД»
«Каждый ребенок- первооткрыватель»

 Из  опыта работы    МБДОУ детского сада №21   пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края   по    «Развитию  познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».

« Что я слышу — забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю»

Конфуций

        Актуальность инновационного направления. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

        Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников  сформулированы во ФГОС ДО.

       Детское экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности. Дети по своей природе — исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.  И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными.

     Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё неопределён  и не конкретизирован, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка, он  выступает, как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д.

     Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь, связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

       Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже очевидная. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет  природоведческого эксперимента.

        Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, безопасностью.

        Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны  быть  направлены  на создание условий для саморазвития детей. Воспитатель должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. Экспериментальная деятельность помогает старшему дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

       Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

            В  МБДОУ №21  пгт Кавалерово  в каждой группе  оборудованы уголки  экспериментирования. Есть такой уголок и в средней  группе общеразвивающей направленности   №4.  Дети в любое время в свободной деятельности могут  удовлетворить свои исследовательские интересы.  Воспитатель группы Синякова Наталья Федоровна — опытный  педагог с большим стажем работы, постоянно пополняет уголок  новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

         В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

    Организация  детского экспериментирования происходит через проектную деятельность. Проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность. Работая над проектом,  воспитатель пришла к выводу,  о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода. Наблюдая за детьми,  определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

       Одними из требований к содержанию разрабатываемых ею  занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

    Специально организованные занятия по экспериментированию воспитатель проводит  на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

       В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов  выдвигает следующие цели:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
  • подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
  • развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
  • способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
  • развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельно

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей

  1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
  2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
  3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
  4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
  5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
  6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
  7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
  8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
  9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
  10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

В своей работе в этом направлении  воспитатель отдает предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Видит, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт — это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Опыты воспитатель  подбирает  простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвки, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории.

В группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Воспитатель  старается, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

     С 2007   и по настоящее время Синякова Наталья Федоровна   использует  проектную деятельность по развитию деятельности – экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное    представление о мире.

 В 2012  году воспитателем было дано открытое занятие с воспитанниками старшей группы  по пожарной безопасности« Лаборатория Горелкина».

В марте 2016 года проведено   открытое районное мероприятие по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим миром и экспериментированию « Маленькие волшебники в царстве воды». Девизом этого мероприятия стали слова Конфуция « Что я слышу — забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю», в котором воспитатель подвел итог в работе над проектом «О воде»

      Педагоги  района  высоко  оценили  уровень педагогического мастерства  Синяковой Н.Ф. Итогом стала статья воспитателя в газете «Пульс — Северное Приморье» №15, от 13 апреля 2016 года, в которой она рассказала о проведенном открытом мероприятии по опытно-экспериментальной деятельности  под названием «Маленькие волшебники в царстве воды» том, что дети постоянно встречаются с водой и, конечно не задумываются, какая она, для чего нужна? А ведь, как выяснилось, она обладает волшебными свойствами и необходима для жизни всего живого на Земле. Дети переливали воду из одного сосуда в другой, и сделали вывод, что она прозрачная и бесцветная. Попробовав на язык, определили, что она не имеет вкуса. А какое волшебство — в воде растворяются некоторые вещества. И ребята сами  в это проверили, растворив в ней кусочки сахара. А еще вода не имеет формы — это тоже выяснили опытным путем, переливая в разные сосуды.Занятие проходило с использованием ИКТ.  На экране большого телевизора малыши увидели презентацию, подготовленную воспитателем для занятия о том, что вода есть везде — в море, океане, реке, озере, из нее состоит дождь и т.д. Дети прочитали стихи о том, как нужна нам вода — без нее нам «…не умыться, не наесться, не напиться». Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтобы не было беды — жить нельзя нам без воды»!  Используя психолого-педагогический метод рефлексии, педагог подвел итог занятия – воду надо беречь, не загрязнять водоемы, не оставлять открытым кран.

 Таким образом,   работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения с взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи

    Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Каждый ребёнок — первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег — это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным — летом, злым и колючим — зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

        Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Галина Юдицкая,

Старший воспитатель МБДОУ №21 пгт Кавалерово

Статья напечатана в  газете « Авангард», 14 мая 2016 г. №37(10129)