Содержание образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

ФГОС ДО направлен на развитие дошкольного образования в РФ основная задача детских садов — создавать условия, при которых ребенок развивается, полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

По мнению академика РАО Александра Григорьевича Асмолова: — «Ключевой принцип стандарта – это принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности…»

Содержание образовательной деятельности в ДОУ отражено в Программе и должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие определенные направления развития и образования детей — 5 образовательных областей:

1. Социально – коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно – эстетическое развитие.

5. Физическое развитие

 

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения (нравственное воспитание; развитие социального и эмоционального интеллекта; развития общения; формирование личности ребенка; усвоение общепринятых норм поведения);
  • Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры);
  • Ребенок в семье и сообществе (семья; детский сад); 
  • Формирование позитивных установок к   труду и творчеству (развитие навыков самообслуживания; приобщение к доступной трудовой деятельности);
  • Формирование основ безопасности (безопасное поведение в природе; безопасность на дорогах; безопасность собственной жизнедеятельности).

Основные цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы изложены в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва.2018) стр. 65- 85.

 

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется  способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок, слушание музыки – все это и есть творческая самореализация. Она ведет к освобождению запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо бы иногда проявить агрессию, рационально мыслящему – довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому – научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Важно понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь своей души как вредные и ненужные. Когда малыш старается стать щедрым или добрым, потому, что так надо, так правильно, к тому призывают взрослые, — он не испытывает истинной радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и бояться проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравиться быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с этими чувствами и возьмет на себя ответственность за свои состояния.

Социальное развитие

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

   Социальное воспитание дошкольника

       Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

        Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

        Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Развитие коммуникативных способностей и активностей

«Развитие коммуникативных способностей и активности»

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

   Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

Познавательное развитие

«Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности (от 2 до 4 лет – развитие познавательных действий, сенсорное развитие, дидактические игры; от 4 до 7 лет – развитие познавательных действий, сенсорное развитие, проектная деятельность дидактические игры); 
  • Формирование элементарных математических представлений (от 2 до 3 лет –количество, величина, форма, ориентировка в пространстве; от 3 до 4 лет –количество, величина, форма, ориентировка в пространстве; ориентировка во времени); Ознакомление с предметным окружением; от 4 до 7 лет –количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве; ориентировка во времени); 
  • Ознакомление с предметным окружением;
  • Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения–осень, зима, весна, лето);
  • Ознакомление с социальным миром (от 2 до 5 лет– образ Я, первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями), родная страна; от 5 до 7 лет– образ Я, первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями), родная страна, наша планета).
  • Основные цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы изложены в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва.2018) стр. 85-113.  

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; практическое овладение нормами речи; развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря; развитие грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; знакомство с книжной культурой, детской литературой, воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы

Основные цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы изложены в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва.2018) стр.114-124.

 

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительная деятельность (от 2 до 3 лет –рисование, лепка; от 3 до 7 лет –рисование, лепка, аппликация, народное декоративно-прикладное искусство); 
  • Конструктивно-модельная деятельность (от 2 до 6 лет – конструктивно-модельная деятельность; от 6-7 лет – конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов);
  • Музыкальная деятельность (от 2 до 3 лет – слушание, пение, музыкально-ритмические движения; от 3 до 5 лет– слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие танцевально- игрового творчества; игра на детских музыкальных инструментах; от 5 до 7 лет– слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах);
  • Развитие игровой деятельности (театрализованные игры).

Основные цели, задачи, содержание психолого-педагогической работы изложены в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва.2018) стр.125-154.

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (становление ценностей здорового образа жизни; воспитание культурно-гигиенических навыков);
  • Физическая культура (обеспечение гармоничного физического развития; начальные представления о некоторых видах спорта; подвижные игры)

Основные цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы изложены в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва.2018) стр.154 — 163

 

Движение и двигательная активность

Подвижные игры, физкультура и спорт