Экологическое воспитание в ДОУ

Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от нее зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе.

В чем суть экологического воспитания

Экологическое воспитания включено во все программы дошкольного образования и и представлено тремя основными задачами:

  • Формирование у детей элементарных знаний о природе – экологическое образование.
  • Формирование умений и способов взаимодействия с природой – формирование экологической культуры.
  • Воспитание любви к природе, умения чувствовать ее красоту – экологическое воспитание.

Содержание экологических знаний и умений усложняется и расширяется в каждом возрастном периоде от элементарных представлениях о домашних животных в младшей группе до сложных знаний о биологических системах и космосе в подготовительной.

Выделяется несколько основных разделов:

  • неживая природа,
  • сезонные изменения,
  • растительный мир,
  • животный мир,
  • человек и природа (защита природы).

При этом всегда наблюдается взаимосвязь между образованием, культурой и воспитанием. Чем больше знаний о природе, тем больше ответственности за ее сохранность.

Экологическое воспитание в детском саду – одна из самых сложных задач, так как нуждается в большом количестве наглядного материала. Непосредственным наблюдением может быть охвачена очень маленькая часть экологического содержания. Почти все знания демонстрируются с помощью специальных дидактических пособий.

Экологическая предметно-пространственная развивающая среда

Экологическое воспитание начинается с развивающей среды. Экологическое оформление в ДОУ очень важное условие воспитательной работы.

Здесь важен не только уголок природы со специальным подбором растений и атрибутов труда, но и доступный детям природоведческий материал.

Дидактический материал должен полностью соответствовать возрастным требованиям, отраженным в содержании Программы дошкольного образования. Специалисты рекомендуют подбирать материал так, чтобы в нем был отражен полный объем экологических знаний для данной возрастной группы. Причем весь материал должен находиться в свободном доступе детей.

Содержание развивающей среды:

  1. Тематические наборы фигурок животных: обитатели леса, домашние животные, зоопарк, животные джунглей, насекомые, птицы, рыбы и др.
  2. Наборы овощей, фруктов, грибов, растений из пластика и фетра.
  3. Наборы предметных картинок по разным экологическим разделам.
  4. Игрушки-сундучки для сортировки мусора.
  5. Гербарии.
  6. Природный материал: шишки, желуди, камушки, веточки.
  7. Дидактические игры для дошкольников с экологическим содержанием.

Экологические игры в ДОУ

Это самый распространенный и любимый детьми вид деятельности. Экологические игры представлены дидактическими и подвижными. Дидактические игры с экологическим содержанием подбираются в соответствии с возрастом.

  • Младший дошкольный возраст: разрезные картинки, картинки-половинки, игры-вкладыши, наборы из фетра, игры на липучках.
  • Средний дошкольный возраст: игры с загадками, игры на соответствие и различия, лото и домино на экологические темы, развивающие часы.
  • Старший дошкольный возраст: игры-лото «кто как устроен», экологические цепочки, дидактические пазлы «Свойства», «Природа», игры-ходилки и эстафеты, игры-ребусы, игры по сортировке мусора, игры Мемо, игры-викторины.