Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от нее зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе.
В чем суть экологического воспитания
Экологическое воспитания включено во все программы дошкольного образования и и представлено тремя основными задачами:
- Формирование у детей элементарных знаний о природе – экологическое образование.
- Формирование умений и способов взаимодействия с природой – формирование экологической культуры.
- Воспитание любви к природе, умения чувствовать ее красоту – экологическое воспитание.
Содержание экологических знаний и умений усложняется и расширяется в каждом возрастном периоде от элементарных представлениях о домашних животных в младшей группе до сложных знаний о биологических системах и космосе в подготовительной.
Выделяется несколько основных разделов:
- неживая природа,
- сезонные изменения,
- растительный мир,
- животный мир,
- человек и природа (защита природы).
При этом всегда наблюдается взаимосвязь между образованием, культурой и воспитанием. Чем больше знаний о природе, тем больше ответственности за ее сохранность.
Экологическое воспитание в детском саду – одна из самых сложных задач, так как нуждается в большом количестве наглядного материала. Непосредственным наблюдением может быть охвачена очень маленькая часть экологического содержания. Почти все знания демонстрируются с помощью специальных дидактических пособий.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда
Экологическое воспитание начинается с развивающей среды. Экологическое оформление в ДОУ очень важное условие воспитательной работы.
Здесь важен не только уголок природы со специальным подбором растений и атрибутов труда, но и доступный детям природоведческий материал.
Дидактический материал должен полностью соответствовать возрастным требованиям, отраженным в содержании Программы дошкольного образования. Специалисты рекомендуют подбирать материал так, чтобы в нем был отражен полный объем экологических знаний для данной возрастной группы. Причем весь материал должен находиться в свободном доступе детей.
Содержание развивающей среды:
- Тематические наборы фигурок животных: обитатели леса, домашние животные, зоопарк, животные джунглей, насекомые, птицы, рыбы и др.
- Наборы овощей, фруктов, грибов, растений из пластика и фетра.
- Наборы предметных картинок по разным экологическим разделам.
- Игрушки-сундучки для сортировки мусора.
- Гербарии.
- Природный материал: шишки, желуди, камушки, веточки.
- Дидактические игры для дошкольников с экологическим содержанием.
Экологические игры в ДОУ
Это самый распространенный и любимый детьми вид деятельности. Экологические игры представлены дидактическими и подвижными. Дидактические игры с экологическим содержанием подбираются в соответствии с возрастом.
- Младший дошкольный возраст: разрезные картинки, картинки-половинки, игры-вкладыши, наборы из фетра, игры на липучках.
- Средний дошкольный возраст: игры с загадками, игры на соответствие и различия, лото и домино на экологические темы, развивающие часы.
- Старший дошкольный возраст: игры-лото «кто как устроен», экологические цепочки, дидактические пазлы «Свойства», «Природа», игры-ходилки и эстафеты, игры-ребусы, игры по сортировке мусора, игры Мемо, игры-викторины.